Детские роботы решают подводные проблемы

Нацистская подлодка U-727, перевозившая груз химического оружия, была торпедирована близ берегов Гренландии. Опустившись на дно, остатки субмарины попали в тёмную пещеру с запутанными ходами и сильным течением. Теперь баки с ядом дали течь и необходимо срочно их залатать.

Приблизительно так звучал сценарий состязания подводных роботов, прошедший недавно в США. В конце июня 2004 года университет Калифорнии в Санта Барбаре (University of California, Santa Barbara) принимал у себя участников, судей и гостей третьего ежегодного соревнования студентов колледжей, университетов, клубов робототехники и средних школ по проектированию и постройке дистанционно управляемых подводных роботов (ROV Competition).

34 команды представили машины, соревновавшиеся в двух классах: Explorer и Ranger, отличающихся ограничениями по энергопотреблению и, соответственно, возможностями.

Сами аппараты выглядят неказисто — это какое-то нагромождение труб каркаса (трубы пластиковые, по-видимому, водопроводные), поплавков, миниатюрных водомётов, видеокамер, гидрофонов и манипуляторов, за которыми тянутся длинные кабели управления.

Любопытно, что направлять свой аппарат студенты должны, ориентируясь всего лишь по двум мониторам, транслирующим картинки с бортовых камер.

И хотя сравнительно неглубокий бассейн с искусственными препятствиями и россыпью предметов на дне — далеко не реальное море, задача у ребят и их железных подопечных была сложной.

Здесь и имитация научного исследования «загадочного рифа», с идентификацией выбросов метана и определением видов рыб, и подъём со дна разнообразных предметов (в том числе — в условиях плохой видимости), и проникновение в затонувшую «подлодку» и ликвидация той самой «опасной утечки отравляющих веществ».

Всего робот должен выполнить семь задач за общее время 25 минут. Это не так много. К тому же на самодельные аппараты то и дело «нападают гремлины», они выдают «глюки» и прочие «баги». Не зря же мониторинг электронных и электрических схем — непременная составная часть проекта.

Непредвиденные отказы добавляют соревнованию остроты. Вот на бортике бассейна юные инженеры, чертыхаясь, перематывают гидроизоляцию электромоторов, а рядом их соперники пытаются провести свой аппарат в подводную «тёмную пещеру», ругая себя за экономию на дополнительном свете.

Нужно сказать, что уровень студенческого творчества весьма высок. Пусть вебкамеры за $50 помещены в бутылки из-под «Пепси», а электромоторы, бывает, взяты от игрушек.

Не напрасно основные организаторы соревнования — американские Образовательный центр передовых морских технологий (Marine Advanced Technology Education Center) и Общество морских технологий (Marine Technology Society) — считают, что цель соревнования не только в полезной практике для студентов-инженеров или и в их развлечении (не без этого, конечно).

Одна из задач звучит как «связь между студентами и профессионалами». Думается, движение знаний и оригинальных идей тут двустороннее.

В этом году победу в классе Explorer одержал аппарат из школы Карла Хайдена (Carl Hayden High School), а в классе Ranger — из школы Кембриджа (Cambridge Rindge & Latin School).

Возможно, машины этих команд и уступят в чём-то аналогичным «фирменным», которые сейчас используют учёные для исследования океана, или промышленники — для мониторинга подводных сооружений.

Однако, учитывая доступность комплектующих, низкие затраты, ручную работу и в результате — полёт фантазии, можно сказать, что и «старшим товарищам», работающим на ниве подводного роботостроения — тут есть чему поучиться.

Ведь и у хозяек помидоры, картошка и огурцы на столе — почти одинаковые, а такие разные салаты получаются.

Маленькие подводные труженики тащат своих авторов к вершинам «кулинарного искусства», а «повара с опытом» ищут себе перспективных помощников. Такое вот получается развлечение с перспективой.