Автомобили для двоих: история маленьких средств передвиженияМэр столицы решил пересадить москвичей на маленькие автомобильчики, «машины для двоих», пообещав даже от налогов владельцев освободить. Можно предположить, что московскую инициативу подхватят и другие градоначальники. В интервью «Комсомольской правде» мэр Москвы заявил, что насыщенность столицы автомобилями приблизилась к трём миллионам, и это слишком много. Автомобили «для двоих» помогли бы сильно разгрузить городские дороги. Мини — и микроавтомобили — идея очень давняя. Соответствующая ниша на автомобильном рынке была всегда, а значит, были и желающие её заполнить. В Сети обнаружился довольно оригинальный «Музей микромобилей» — Microcar Museum. В нём представлена масса всевозможных маленьких средств передвижения, созданных в минувшем веке, хотя больше всего экспонатов относится к началу-середине 1950-х годов. Видимо, это связано с плачевным состоянием европейской промышленности и экономики в послевоенные годы. «Нормальные» автомобили себе могли позволить далеко не все, так что высокий спрос на микромашины был неизбежен. Но началось всё гораздо раньше. Самый «древний» экспонат Microcar Museum — Velocar Camionette 1935 года выпуска — представляет собой нечто среднее между велосипедом и автомобилем. Недолго после Первой мировой войны, инженер Шарль Моше (Charles Mochet) поддался на уговоры своей супруги, и снова взялся изобретать велосипед. Дело в том, что их сын катался на самом обычном, двухколёсном велосипеде, и, естественно, частенько падал с него. Ободранные колени и — о ужас — запачканная одежда буквально не давали любящей матери спать, и она непрестанно умоляла мужа «сделать хоть что-нибудь». Этим что-нибудь стал четырёхколёсный «велосипед», с которого свалиться могли только особо одарённые. Ездок давил на педали, упираясь пятой точкой в спинку сидения, что значительно экономило его физические усилия и повышало скорость, так что и болячки на коленях исчезли, и угнаться за сыном Моше уже никто не мог. Впоследствии Моше развил идею, сделав «экипаж» двойным — один давит на педали, другой держит руль. Как раз тогда появилось название «Velocar». Производство и продажа «велокаров» пошли с размахом. Тот факт, что только модель Velocar Camionette выпускалась двенадцать лет — с 1926 по 1938 годы, говорит сам за себя. Особой популярностью «велокары» пользовались у семей ослепших ветеранов Первой мировой, поскольку слепец мог крутить педали, а его зрячая супруга управлять машиной. Уже перед самой Второй мировой войной в конструкцию Velocar стали встраивать двигатели. Представленный экспонат — Velocar Camionette (motorisee) — весит около ста килограммов во многом благодаря примитивному одноцилиндровому мотору мощностью в две лошадиные силы. Размеры «велокара», кстати, были не слишком велики: 2400 мм в длину и 1300 мм в ширину. Самое место в музее микромобилей. «Велокары», кстати, выпускались до конца сороковых годов, причём последние модели педального привода лишились. Остался только мотор. Следующим по «старшинству» идёт... электромобиль марки Peugeot 1942 года. В это время, как известно, Франция была оккупирована Германией, и французская промышленность вынуждена была работать на нужды немецкой армии. Заводы компании Peugeot сей печальной участи не избегли, однако кое-какие «секретные» проекты благополучно воплотились в жизнь. Peugeot Voiture Legere de Ville (лёгкая городская машина) работал на электродвигателе, который питался от четырёх 12-вольтовых аккумуляторов. Для города этот чрезвычайно воинственный на вид трёхколёсный жук, может быть, и подходил, однако за пределы цивилизации на нём лучше было не выезжать: батарей хватало лишь на 80 километров. Длина авто составляла 2670 мм, ширина 1210 мм. Вес действительно невеликий: 348 килограммов. Весьма интересным образцом микроавтомобильной мысли стала сборно-разборная одноместная машинка, разработанная лётчиками Клодом Драйем (Claud Dry) и Дейлом Оркаттом (Dale Orcutt) — King Midget. Как видно на картинке, сложностью конструкции King Midget Mk I, мягко говоря, не отличался. Продавалось это всё за $270 — в разобранном виде, как нынешние шкафы Ikea. Как говорится, собирай и катись. Следующая машина, выпущенная в 1951 году под маркой King Midget, уже куда больше напоминала обычный автомобиль. Даже походила на джип, хотя и была куда меньшего размера — 2400 мм в длину и 1200 мм в ширину. Можно сказать, стандарт для микромобиля. Бензиновый двигатель выжимал 9,5 лошадиных сил. В 1966 году Оркатт и Драй продали своё предприятие, однако выпуск King Midget (всего их было три серии) продолжался до 1970 года. К 2001 году, вдоволь нагулявшись по рукам, права на название Midget Motors (под которым работали Оркатт и Драй), попали в руки некоему Майку Бибу (Mike Beebe), который объявил о намерении однажды построить четвёртую модель King Midget. А вообще у King Midget, которую называют одной из самых оригинальных минимашин всех времён и народов, имеется целый фан-клуб, где история King Midget и других машин, выпущенных компанией Midget Motors, изложена весьма подробно. Аналогичный клуб имеется и у автомобилей марки Messerschmitt. Название знакомое? Правильно, немецкие самолёты Второй мировой войны. 43% авиации Третьего Рейха, а в абсолютных числах — 40 тысяч самолётов. Первый пошедший в бой реактивный истребитель Me.262. Неудивительно, что победители Второй мировой войны наложили полный запрет на производство самолётов в Германии, и корпорация Messerschmitt едва не сгинула. Но именно автомобили — причём автомобили совсем маленькие, — позволили компании выжить и протянуть до середины 1950-х годов, когда ей снова было разрешено заняться производством самолётов. Сейчас во всём мире уцелело всего несколько десятков машин под маркой Messershmitt. Зато, как уже сказано, появился фанклуб, через который — за весьма изрядные деньги — можно приобрести запчасти к полувековой давности авто. Первый автомобиль, выпущенный Messerschmitt, носил наименование Fend Flitzer, в честь своего создателя, Фрица Фенда (Fritz Fend), конструктора, некогда работавшего на Вилли Мессершмитта (Willy Messerschmitt), и фактически спасшего предприятие своего бывшего шефа. В период между 1948 и 1951 годами было выпущено около 300 таких трёхколёсных автомобилей, а затем пришла эпоха Kabineneroller'ов. Первый Kabinenroller KR-175 обходился одним цилиндром, обладал девятью лошадиными силами, в длину имел 2820 мм, в ширину — 1220 мм, при этом сильно выступающие крылья передних колёс придавали ему какую-то своеобразную солидность. С 1955 по 1957 годы таких машин было выпущено 10 666 штук. Затем KR-175 постепенно сменила более совершенная модель — KR200. Несмотря на мощную конкуренцию со стороны достославной BMW Isetta, за один только 1955 удалось продать целых 12 тысяч единиц, а в целом их было произведено 15 850 штук. Один цилиндр, 10,2 «лошадки», а габариты — те же, что и у KR-175. Характерно, что эти автомобили были весьма лёгкими: вес KR-200 не превышал 230 кг. После того, как Messerschmitt в середине 1950-х вновь сосредоточилась на самолётах, Фенд основал свою собственную компанию Fahrzeug und Maschinenbau Regensburg (FMR), которая продолжала выпускать машины под маркой Messerschmitt до конца лета 1964 года. К началу 1960-х годов, впрочем, спрос на маленькие автомобили стал спадать, поскольку ездить на них стало не престижно. Самая последняя машина серии KR-200 Roadster сошла с конвейера 17 августа 1964. В 16 часов 34 минуты. Надобно отметить, впрочем, что конструкция Messerschmitt обладала массой различных достоинств. Это неудивительно, учитывая, что многие технические находки авиационного подразделения Messershmitt были использованы при производстве этих авто. Нашлись подражатели. В частности, британская компания Tritech до сих пор предлагает копии Kabinenroller'ов, правда оснащённые современными двигателями. Подробнее здесь. Как уже сказано, именно на середину и вторую половину 1950-х годов пришёлся пик популярности миниавтомобилей в Европе. Довольно интересным может показаться испанский минифургон Biscuter Furgoneta, с корпусом из алюминия и дерева. Под тем же именем Biscuter выпускались и алюминивые миниджипы, заполонившие в середине пятидесятых сельскую местность Испании. |