А у нас тут дача

В Марокко приятно быть туристом, но еще лучше приезжать в свой собственный дом с видом на море.

Мюриэль Брассье, 60-летняя француженка из Бордо, собиралась, выйдя на пенсию, купить домик на Лазурном Берегу. Но потом они с мужем внезапно обнаружили, что за те же деньги могут позволить себе гораздо большее в Марокко. В городке Эль-Джадида они купили за $140 000 большой дом с террасой на плоской крыше. На Французской Ривьере столько стоила бы крохотная квартирка.

Маленькие приморские городки Марокко — новое модное туристическое направление. Правительство королевства всячески стимулирует туризм: реставрирует здания, смягчает законы, позволяет иностранцам покупать недвижимость, а местным банкам — кредитовать их. Принят «Лазурный план» — программа восстановления обветшавших прибрежных городков. Эль-Джадида — один из них. Старый Французский рынок в центре города напоминает о периоде расцвета (1920-1950-е годы), когда французы, жившие и работавшие в Касабланке и Рабате, приезжали сюда на выходные. Но в 1956 году страна получила независимость, иностранцы исчезли и город пришел в запустение.

Однако сейчас в Эль-Джадиде благоустроена набережная, открываются новые кафе и рестораны, а гостиничная компания из Южной Африки начала сооружение Mazagan Resort, пятизвездочного отеля с полем для гольфа, казино и 150 частными бунгало. Еще один роскошный отель у моря — Sofitel Royal Golf El Jadida — уже принимает гостей.

Обнесенный стенами старый город Эль-Джадиды внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО, главная его достопримечательность — бассейн для сбора дождевой воды, украшенный элегантными готическими арками. На Французском рынке можно купить свежую рыбу и попросить, чтобы вам здесь же ее и зажарили. Но еще лучше уехать на несколько километров от города, в деревеньку Сиди-Бузид, где вдоль белого песчаного пляжа выстроились кафе.

Супруги Жерар и Марианн Мас купили в Эль-Джадиде квартиру в жилом комплексе класса люкс с бассейном. Для этого им пришлось продать домик во Франции. Они все еще не вполне привыкли к некоторым местным обычаям, например, к тому, как здесь занимают очередь к окошку в банке. Чтобы никто не влез перед тобой, принято оставлять прямо у окошка свою кредитную карту или кошелек — так все видят, что ты занял очередь. Более серьезного культурного шока не возникало, говорит Жерар, хотя ограничения, конечно, существуют, например, на алкоголь или свинину. Мюриэль Брассье приспособилась: «Тут отличная баранина и ягнятина, легко можно купить сезонные свежие овощи. Будем вести здоровую жизнь!»

Хосе Гуаррачино, еще один гражданин Франции, поселившийся в Эль-Джадиде, всегда берет с собой бутылочку розового, отправляясь на рынок поесть рыбы на гриле. Завернув бутылку в пластиковый пакет, он аккуратно разливает вино. На это никто не обращает внимания, говорит Хосе, однако на время Рамадана многие иностранцы покидают город. «Жизнь замедляется», — говорят они, да и обедать в ресторане, когда местные постятся, было бы дурным тоном.

Официальных данных о числе иностранцев, купивших дома в Эль-Джадиде, не существует, однако агент по недвижимости Лорен Гинар считает, что за последние пару лет в город перебралось около 600 европейских семей. В результате растут цены на недвижимость. В этом году Али Брукраа, местный агент по недвижимости, продал неотремонтированный особняк в старом португальском районе за $280 000. Пять лет назад это же здание стоило приблизительно $110 000.